Йога

Йога

 

Определить «йогу» можно по-разному, но все же ключевым понятием в этой духовной практике остается познание осознание Мира.

Слово «йога» образовано от санскритского «юдж», что означает «налагать ярмо», «связывать», «запрягать», «скреплять», а также «направлять», «сосредотачивать внимание». Патанджали, систематизировавший йогу в своем фундаментальном труде «Йога Сутры» (II в. до н.э.), дает йоге следующее определение: «Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление не отвлекаясь». Таким образом, йога подразумевает не только практику асан (йогических поз) – это представление о древнейшей духовной традиции становится в последнее время исчерпывающим – а тотальность, осознанность, применимую в повседневной жизни, когда и объектом сосредоточения становится любая деятельность – будь то тело во время практики асан, дыхание – во время пранаямы или простое действие, без ожидания результатов.. Именно на «действии» делается акцент в Карма Йоге (Йога действия): Лишь на действие будь направлен/пусть плоды тебя не увлекают.// От привязанностей свободен,/ в йоге стоек, свершая деянья /уровняв неудачу с удачей:/ эта ровность зовется йогой». («Бхагаватгита», II, 47-48). Вершиной же всей практики является сосредоточение жизни, каждого действий на Высшем «Я».

Корни йоги уходят в далекое прошлое, есть предположения, что йога развилась из архаичного шаманизма. Самые ранние формы йоги были связаны с жертвенными обрядами последователей вед, которым принадлежали древнейшие произведения мировой литературы, и которые, очевидно, являлись создателями так называемой индусско-сарасватской (или харапской)  цивилизации. Ведическая йога заключается в основном в приемах мысленного сосредоточения, владения дыханием, пения и ритуального поклонения. Древняя йога была йогой Солнца, эта традиция и сегодня составляет стержень большинства направлений индусской йоги. Без Солнца на Земле не было бы жизни. Свое почтение Солнцу, дарителю жизни, озаряющему мысль, дающему силу, индусы выражают в священной мантре  Гаятри.

Древние мудрецы пришли к пониманию, что единая Реальность, являющаяся высшим сознанием истинным благословением, основа не только Вселенной, но и человеческой личности. Санскритский теримин “йога” получает новое определение – “Союз” между “я” человека и Трансцендентальном “Я” (Атман, Бог).

Духовной течение “йога” влзникло на Индийском субконтиненте  около 5 тысяч лет назад. Тремя ее основными формами являются индуистская йога, буддийская йога и джайна йога. Найболее разветвленно дерево индуистской йоги:

  • Раджа-йога (царская йога) иои класическая йога;
  • Хатха-йога (йога воли);
  • Карма-йога (йога действия);
  • Джнана-йога (йлга мудрости);
  • Бхакти-йога (йога посвящения);
  • Мантра-йога (йога моогущественного звука);
  • Тантра-йога (йога непрерывности).

В основе всех форм лежит понимание того, что человек больше, нежели физическое тело, это дух, проявляюший себя через тело в этом физическом мире для людей.