Вселенная и человек

Аюрведа является Упаведой, т.е. дополнительной по отношению к основным Ведам и их продолжениям, она в основе своей несет все философские аспекты Вед. Аюрведа определяет жизнь как выражение, манифестацию Вселенского сознания, проявленного во всем творении.

Принципы Аюрведы, одинаковы для построения Вселенной, целостного организма и клетки тела. Те законы, по которым развивается и функционирует Вселенная, применимы к управлению функционированием тела человека или единичной клетки. Иерархия первичности идет в направлении от мироздания до личностной материи.

Первичная, вездесущая, непроявленная, непознаваемая сущность  сущая вовне, при появлении импульса самоосознания генерирует одновременно первичный звук, слово, идею, сознание (Пуруша), и первичную, изначальную материю (Пракрити), из которой под влиянием Пуруши строится вся проявленная Вселенная. Построение Вселенной осуществляют основные Творческие силы (Гуны): Гармонизация (Саттва), Трансформация (Раджас) и Формообразование (Тамас). Силы Трансформации и Формообразования являются динамическими и разнонаправленными. Гармонизация призвана координировать и упорядочивать их деятельность для обеспечения эволюции мироздания. Без нее Вселенную ожидал бы в случае доминирования активности Трансформации хаос бесконечных изменений, а при доминировании Формообразования все застыло бы в мертвых неизменных формах. Гармонизация поддерживает динамическое равновесие Творческих сил, которое творит бесконечную жизнь вселенной.

Саттва проявляется в системе мироздания как результат взаимодействия Трансформации и Формообразования, как их динамическое равновесие и гармония. На тонком уровне человека Саттва — это чистое восприятие реальности, такой, какая она есть. Саттва исключает субъективное мировосприятие через призму личностных убеждений, опыта и иллюзий. Это внутренний покой и гармония. На уровне физического тела Саттва проявляется как жизненная энергия (Прана), которая оживотворяет каждую клеточку нашего тела. Раджас – представляет собой огненную, трансформирующую материю силу, которая инициирует изменения, развитие, эволюцию Вселенной. На уровне человека — это динамический принцип, желания, мечты, устремления. Это стимул и энергия действия, которая обеспечивает развитие человека. На уровне физического тела Раджас проявляется как телесный огонь (Теджас), который трансформирует поступающую извне энергию, информацию, эмоции, пищу в составляющие нашего организма. Тамас на уровне Вселенной — это принцип стабильности, устойчивости, сохранения формы, это противовес агрессивному Раджасу, стабилизатор мироздания. На уровне человека Тамас – это принцип защиты, адаптации, устойчивости, который одновременно заключает в себе большую потенциальную энергию. На физическом уровне он проявляется как жидкостная телесная эссенция (Оджас), которую мы получаем от родителей и от запасов которой зависит уровень нашего здоровья и продолжительность жизни. Оджас можно назвать фундаментом жизненности нашего физического тела.

Для сотворчества Сил-Гун необходимы посредники взаимодействия, носители информации. Таким носителем между Саттвой и Раджасом выступает космический Ветер (Вайю), а между Раджасом и Тамасом – более плотная подвижная субстанция, аналогичная по своим свойствам Воде (Джала). Взаимодействие Творческих сил с помощью их посредников формирует Пять Великих стихий (Панча Маха Бхута). Именно Великие Стихии являются строителями всей проявленной Вселенной (схема 1). Их названия соответствуют названиям земных стихий, но их свойства гораздо шире: Эфир или пространство (Акаша), Ветер (Вайю), Огонь (Агни), Вода (Джала) и Земля (Притви). Все материальные объекты Вселенной образованы в результате взаимодействия Великих Стихий, но в разных веществах присутствие и соотношение Стихий различно. Каждая из Великих стихий имеет свои свойства: Акаша – тонкая, холодная, вездесущая; Вайю – легкий, холодный, сухой; Агни – горячий, подвижный, легкий; Джала – холодная, текучая, мягкая; Притви – холодная, тяжелая, грубая. Свойства предметов, веществ и т.п. будут определяться соотношением свойств Стихий, присутствующих в них. Так формируется мир неживого – твердь.

Русские эквиваленты названия стихий, как и английские, не передают полностью полного значения оригинальных санскритских терминов. Каждая из Стихий содержит в себе все другие. Например, обычная вода состоит не только из стихии воды, в ее состав входят все стихии. Это скорее сила притяжения и сцепления, которые присущи воде и являются ее сущностью. Точно так же воздух, он содержит элементы других стихий. Кислород, который содержится в воздухе ближе к стихии огня, а водород ближе к воде.

Современная физика и химия делит материю на элементарные частицы, но эту же материю можно разделить на Стихии. Протоны, электроны, нейтроны, из которых состоит атом, представляют стихию земли, но сила, которая притягивает и удерживает их вместе, принадлежит стихии воды. Энергия, которая содержится в латентной форме внутри целостного атома и освобождается при его разрушении, принадлежит стихии огня. Сила, движущая электроны вокруг ядра, принадлежит стихии ветра, а пространство, в котором все это происходит, является атрибутом стихии эфира.

Взаимодействие Стихий создает материальный мир, как живой, так и неживой. Неживой мир состоит исключительно из вышеперечисленных Стихий. Живой мир, в который входят как животные, так и растения, происходит из взаимодействия Стихий и 11 Чувств, включая сенсорное восприятие, моторные органы и разум.

 

Пять Великих Стихий (Панч Маха Бхута).

 

Свойства стихий и их функции в теле человека.

 

Стихии

Махаб’уты

Описание

Проявление в организме

1

Земля

(Притви)

Твердое состояние вещества

Форма, устойчивость

2

Вода (Джала/Апа)

Жидкое состояние вещества

Влага, слизь

3

Огонь

(Теджас/Агни)

Сила трансформации вещества из одного состояния в другое

Теплопродукция, трансформация метаболизм

4

Воздух, Ветер

(Вайю)

Газообразное состояние вещества

Дыхание, движение, регуляция

5

Эфир Пространство

(Акаш)

Пространство, в котором существует вещество

Каналы тела,

пустоты

 

Каждая из стихий имеет следующие основные свойства:

  1. Земля/Притви – твердый, устойчивый, плотный, тяжелый, жесткий, грубый, крупный;
  2. Вода/Джала – жидкий, холодный, мягкий, скользкий, вязкий, вялый,
  3. Огонь/Теджас – острый, горячий, легкий, тонкий, маслянистый, подвижный,
  4. Ветер/Вайю – холодный, легкий, пластичный, шероховатый, сухой, подвижный, тонкий.
  5. Эфир/Акаш – мягкий, легкий, тонкий, гладкий<

 

В еде и лекарствах, имеющих следующие свойства: тяжелый, грубый, жесткий, стабильный, не слизистый, плотный, тучный, обладающий сильным запахом доминирует стихия земли. Они способствуют тучности, плотности, тяжести и стабильности. В лекарствах и пище, являющихся жидкими, холодными, липкими, мягкими, слизистыми, которые обусловливают ощущение вкуса, доминирует стихия воды. Они обеспечивают липкость, увлажнение, компактность, мягкость и счастье. Вещества, обладающие горячими, легкими, тонкими, острыми, не слизистыми, не липкими свойствами, обеспечивающие ощущения зрения принадлежат к проявлениям стихии огня. Они обеспечивают окисление субстратов, метаболизм, блеск, сияние, цвет. Субстанции, имеющие качества легкости, холода, не липкости, не слизистости, тонкости, резкости и обеспечивающие ощущение прикосновения, принадлежат стихии ветра. Они способствуют движению, резкости, легкости, отвращению. Мягкие, тонкие легкие, нежные субстанции, которые способствуют слуховому восприятию, имеют доминирующую стихию эфира/пространства. Они обеспечивают легкость, нежность, пористость.

В соответствии с Аюрведой тело человека состоит из трех фундаментальных элементов, которые называются доши, д’аты и малы. Доши управляют физико-химической и психологической активностью тела. Д’ату принимают участие в формировании основной структуры клеток и тела и обладают специфическими действиями. Малы представляют собой субстанции, которые частично утилизируются телом, а частично выводятся из организма в модифицированной форме, после того как они выполнят свою физиологическую функцию. Если эти три элемента находятся в динамическом равновесии друг с другом, то они обеспечивают поддержание здоровья. Любой их дисбаланс и относительное преобладание одного из них приводит к болезни и разрушению.