Практика асан

Асана – третья часть йоги, дарующая устойчивость, здоровье и подвижность. Через тело асана влияет на ум, устойчивая поза порождает уравновешенный ум. Сама асана совершенствовалась в течении веков, пройдя этапы развития от позы для медитации в целые комплексы, гармонично воздействующие на мышцы, нервную и эндокринную системы человека – словом, на тело целиком. При этом все время следует помнить что «асана»  подразумевается принятие телом позы с мыслью, что Бог, дух, пребывает внутри нас.

Безусловный положительный физиологический эфект от самих асан следует воспринимать уже как следствие медитативной сосредоточенной практики.

Согласно Патанджали, асана должна обладать двойным свойством – алертностью и расслабленностью. Практика предполагает, что все упражнения с телом выполняются в состоянии собранности без напряжения (качество раджас) и расслабленности без подавленности и тяжести (качество тамас) – то есть в состоянии саттва. Истинная йога начинается там, где заканчиваются старание на грани с напря жжением и чрезмерным усердием. Состояние йоги в асане ! достигается путем наблюдения за реакцией тела и дыхания на различные позы, позже эти реакции могут контролироваться шаг за шагом… Практикующий своим тотальным вниманием заполняет форму, которую приняло тело, как сосуд заполняется водой.

Здесь вы можете посмотреть, что про асаны сказано в фундаментальных трудах по йоге

Хатха Йога Прадипика:

 

1.19. В Хатха-йоге на первом месте-Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела.

1.20. Васиштха и другие мудрецы, Матсиендра и иные йогины — все они выполняли асаны. Я приступаю к описанию Асан.

 

1.21. Свастикасана. Твердо помести обе стопы между бедрами и икрами. Сядь на ровном месте. Это — Свастикасана.

 

1.22. Гомукхасана. Положивший правую голень на левую, а левую на правую сторону, сделает Гомукхасану, напоминающую вид коровы (гомукха).

 

1.23. Вирасана. Одна стопа положена под бедро ноги, а второе бедро-на другую стопу. Это-Вирасана.

 

1.24. Курмасана. Положивший правую голень под левую ягодицу, а левую голень — под правую, сделает то, что йогины называют Курмасана.

 

1.25. Кукутасана. Прими Падмасану. Просунь руки между бедрами и икрами. Твердо помести ладони на землю и поднимись над землей. Это — Кукутасана.

 

1.26. Уттана Курмасана. Прими кукутасану, обхвати шею руками и останься поднятым подобно черепахе. Это — Уттана Курмасана.

 

1.27. Дханурасана. Возьми в руки носки обеих ног, подтяни их к ушам, прогнувшись как лук. Это-Дханурасана.

 

1.28. Матсиендрасана. Помести правую стопу за бедро левой ноги, согнутой в колене, а левую стопу у основания правого бедра. Держи правую стопу в левой руке, а левую стопу в правой руке. Полностью поверни голову и тело налево. Эту Асану изобрел Шри Матсиендранатх.

 

1.29. Она разжигает аппетит, увеличивает желудочный огонь и разрушает страшные недуги тела, пробуждает Кундалини и останавливает нектар, текущий из той луны, которая-в человеке (Сома Чакра).

 

1.30. Пашчимоттанасана. Выпрями обе ноги подобно палке. Возьмись пальцами рук за пальцы ног, вытяни корпус вдоль ног.

 

1.31. Пашчимоттанасана — одна из наилучших Асан, она заставляет воздух течь через Сушумну. Она разжигает желудочный огонь, делает поясницу тонкой и уничтожает все болезни.

 

1.32. Маюрасана. Положи ладони на землю, поддерживай тело твердо на локтях, прижав их к пупу (пояснице). Подними ноги в воздух, вытянувшись, как палка.

 

1.33. Маюрасана устраняет недуги живота, водянку, болезни селезенки, уничтожает все недуги, порожденные действием желчи, слизи и газов. Легко переваривается чрезмерная пища и даже смертельный яд.

 

1.34. Шавасана. Ляг на спину на землю, полностью вытянувшись, как труп. Это Шавасана (поза трупа). Она уничтожает полноту и дает отдых уму.

 

1.35. Шива дал 84 Асаны. Я опишу 4 самых важных из них.

 

1.36. Сиддха, Падма, Симха, Бхадра. Из них самая удобная и самая лучшая — Сиддхасана.

 

1.37. Сиддхасана. Крепко прижми к Иони (промежности) пятку одной ноги, вторую пятку положи сверху  половых органов. Подбородок прижми к груди. Держи чувства под контролем. Смотри неподвижно в пространство между бровями. Это-Сиддхасана, открывающая дверь к освобождению.

 

1.38. Эта Сиддхасана делается также и таким образом: помести правую пятку под половыми органами, а левую — над правой.

 

1.39. Одни называют ее Сиддхасаной, другие — Ваджрасаной, еще называют ее Муктасаной или Гуптасаной.

 

1.40. Так же, как умеренное питание — важнейшее в яме, а Ахимса (ненасилие) — важнейшее в Нияме, так и Сиддхасана — важнейшая из Асан.

 

1.41. Из 84 Асан Сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает все 72000 Нади.

 

1.42. Самосозерцанием, умеренной пищей и практикой Сиддхасаны за 12 лет йогин достигает Йога-Сиддхи.

 

1.43. Когда Сиддхасана выполняется успешно, Прана Вайю успокаивается и задерживается Кэвала-Кумбхакой, другие Асаны выполнять уже ни к чему.

 

1.44. Успех в Сиддхасане дает Унмани (состояние «не ума»), и три Бандхи делаются сами собой.

 

1.45. Нет Асаны, подобной Сиддхасане, нет Кумбхаки (способа задержки дыхания), подобной Кэвала, нет мудры, подобной кхечари и нет Лайи (растворения) подобной Нада (внутренний звук).

 

1.46. Падмасана. Помести правую пятку на левое бедро, левую пятку-на правое бедро. Перекрести руки за спиной и возьмись за пальцы ног. Подбородком надави на грудную клетку и устреми взор на кончик носа.

Падмасаной называется эта Асана, уничтожающая все недуги тела у тех, кто соблюдает Яму.

 

1.47. Помести стопы плотно на бедра противоположных ног. Руки положи на бедра ладонями вверх.

 

1.48. Смотри на кончик носа и прижми язык к основанию верхних зубов; подбородок прижми к груди и медленно поднимай Апана-Вайю (мула бандха).

 

1.49. Это Падмасана, разрушитель всех недугов. Простым смертным она не доступна, только мудрецам.

 

1.50. Приняв Падмасану и поместив ладони одна против Другой, плотно прижми подбородок к груди и концентрируй ум (читта) на Нем (на себе самом). Поднимай Апана-Вайю вверх (делая Мула-Бандху), а Прану с помощью сжимания горла опускай вниз. Прана и Апана встречаются в области пупа. Происходит пробуждение Кундалини-шакти и высшее знание достигается.

 

1.51. Йогин, сидящий в Падмасане и контролирующий свое дыхание, несомненно становится освобожденным.

 

1.52. Симхасана, поза льва. Помести голени по обе стороны ануса и половых органов. Правую голень на левую сторону, а левую — на правую сторону.

 

1.53. Ладони помести на колени, вытянув пальцы, и устреми взор на кончик носа, открыв при этом рот и сосредоточив мысли.

 

1.54. Симхасана высоко ценится лучшими из йогинов, Она эффективнее вместе с тремя Бандхами.

 

1.55. Бхадрасана. Помести голени по обе стороны от промежности. Правая голень справа, левая — слева.

 

1.56. Затем согни бедра, руками обхватив их (и прижав к земле). Это Бхадрасана, разрушающая все недуги. Знающие йогины называют ее Горакшасаной.

 

1.57.  Таким образом, лучшие из йогов, будучи свободными от утомления в практике асан и бандх, должны практиковать очищение нади, мудры и пранаяму.

 

1.58. Асаны, разнообразие кумбхак, мудры, и концентрация на внутреннем звуке составляют Хатха йогу

Гхеранда Самхита:

 

2.1. Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (Асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой.

 

2.2. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире.

 

2.3. Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира, Дханур,

 

2.4. Мрита, Гупта, Матсья, Матсиендра, Горакша, Пасчимоттана, Утката, Самката,

 

2.5. Маюра, Кукута, Курма, Уттана, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Салабха, Макара, Уштра, Бхуджанга и Йогасана

 

2.6. являются этими асанами, которые приносят Сиддхи (совершентво) смертным в этом мире.

 

Сиддхасана

2.7. Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги прижми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувствами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется Сиддхасана.

 

Падмасана

2.8. Положи правую ступню на левое бедро, левую ступню на правое бедро. Перекрести руки за спиной и возьмись за большие пальцы ног. Прижми подбородок к грудной кости и взгляд направь на кончик носа. Это – падмасана, постепенно изгоняющая все болезни.

 

Бхадрасана

2.9. Осторожно помести пятки под промежность. Скрести руки за спиной и возьми ими большие пальцы ног.

 

2.10. В то время, как ты выполняешь Джаландхара-мудру (3.12-13), смотри на кончик носа. Это – Бхадрасана, излечивающая всякие болезни.

 

Муктасана

2.11. Помести левую лодыжку под задний проход, правую лодыжку – поверх левой. Шея и тело прямые. Это – Муктасана, дающая сиддхи.

 

Ваджрасана

2.12. Сделай нижние части бёдер твёрдыми, как алмаз; положи ступни по обе стороны от заднего прохода. Это – Ваджрасана, дающая йогину Сиддхи (совершенства).

 

Свастикасана

2.13. Подошвы между коленями и бёдрами. Тело в прямом сидячем положении. Это называется Свастикасана.

 

Симхасана

2.14. Положи под промежность скрещенные лодыжки, повёрнутые подошвами вверх. Руки лежат на коленях, которые находятся на полу.

 

2.15. Открой рот, выполняя Джаландхара-мудру и смотри на корень носа. Это – Симхасана, прогоняющая всякие болезни.

 

Гомукхасана

2.16. Сядь прямо, положи ноги на пол. Ступни за спиной и повёрнуты вверх. Тело устойчиво. Это – Гомукхасана, похожая на голову коровы.

 

Вирасана

2.17. Положи одну ступню на бедро другой ноги, вторую ступню – назад. Это Вирасана.

 

Дханурасана

2.18. Поставь ноги на землю устойчиво, как палки; руками обхвати концы ступней и изогнись (назад), подобно луку. Это Дханурасана.

 

Мритасана

2.19. Лежание на полу, подобно трупу, называется Мритасана. Мритасана устраняет усталость и приносит спокойствие.

 

Гуптасана

2.20. Ступни лежат между коленями и бёдрами, закрывая задний проход. Это известно как Гуптасана.

 

Матсьясана

2.21. В Мукта-падмасане лечь плоско, вытянувшись. Обхвати голову локтями. Это – Матсьясана, изгоняющая болезни.

 

Пасчимоттанасана

2.22. Вытяни ноги на полу, как палки. Положи руки на обе ноги и тщательно держи руками концы ступней. Это – Пасчимоттанасана.

 

Матсиендрасана

2.23. Сделай живот таким же плоским, как и спину. Сидя без напряжения, согни левую ногу и положи её ступню за правое колено.

 

2.24. Положи (на левую ногу) правый локоть. Лицо обращено вправо. Взгляд – между бровями. Это Матсиендрасана.

 

Горакшасана

2.25. Подошвы ступней, повёрнутые кверху,держи открытыми между бёдрами и коленями. Прикрой лодыжки кистями, повёрнутыми кверху.

 

2.26. Втяни шею и смотри на кончик носа. Это – Горакшасана, дающая йогину Сиддхи.

 

Уткатанасана

2.27. Крепко держи пальцы ног на полу., а пятки в воздухе. Положи зад на пятки. Это известно как Уткатанасана.

 

Санкатасана

2.28. Поставь левую ногу ступнёй на пол, обвей правую ногу вокруг левой ноги и держи обе кисти на коленях. Это – Санкатасана.

 

Маюрасана

2.29. Обопри ладони об пол, положи локти на пупок и подними в воздух ноги, прямые как палки. Эту позу называют Маюрасана.

 

2.30. Плохую или излишнюю пищу она сжигает целиком, возбуждает огонь пищеварения и помогает переварить даже яд. Она устраняет все болезни, подобные гастриту, лихорадке, испорченности (желудочного) сока и другие – такова эта полезная поза.

 

Куккутасана

2.31. Сидя в позе лотоса, продень руки по локти между коленями и верхней частью бёдер. Подними тело высоко, опираясь на локти. Это – Куккутасана.

 

Курмасана

2.32. Положи лодыжки крест-накрест под промежность. Держи голову, шею и туловище прямыми. Это называется Курмасана.

 

Уттана-курмасана

2.33. Сидя в курмасане, держи шею обеими руками. Эта поднятая вверх поза, похожая на позу черепахи (Курмасана), называется Уттана-курмасана.

 

Мандукасана

2.34. Подошвы ступней обращены к спине; большие пальцы ног касаются друг друга. Наклони колени вперёд. Так будет выполнена Мандукасана.

 

Уттана Мандукасана

2.35. Оставаясь в Мандукасане и держа голову локтями, выпрямись, как лягушка. Это – Уттана Мандукасана.

 

Врикшасана

2.36. На внутреннюю сторону внешней части левого бедра поставь правую ступню. Так стой на полу, как дерево. Это известно, как врикшасана.

 

Гарудасана

2.37. Голени и бёдра прижми к полу, удерживая тело на коленях. Положи обе кисти рук поверх колен. Это называется Гарудасана.

 

Вришасана

2.38. Положи анус на правую пятку. Левую ступню положи сверху на правую ногу и коснись (левой ступнёй) земли. Это Вришасана.

 

Салабхасана

2.39. Лёжа лицом вниз с кистями рук на высоте груди, обопрись ладонями о пол и подними ноги вверх на длину руки. Эту позу мудрецы называют Салабхасана.

 

Макарасана

2.40. Лёжа лицом вниз, грудью на полу и с вытянутыми ногами, держи голову обеими руками. Это – Макарасана, разжигающая в теле огонь пищеварения.

 

Уштрасана

2.41. Лёжа лицом вниз, раздвинь ноги и положи их на спину; держи ступни руками. Подтяни живот и сильно втяни рот. Эту позу аскеты называют Уштрасана.

 

Бхуджангасана

2.42. Ложись на пол на живот. Держа ладони на земле, поднимай голову, подобно змее.

 

2.43. Огонь пищеварения в теле будет постоянно повышаться, все заболевания будут устранены и змееподобная богиня (Кундалини) проснётся благодаря упражнению в Бхуджангасане.

 

Йогасана

2.44. Поверни ступни вверх и положи их на колени. Поверх них положи руки вверх ладонями.

 

2.45. Вдохни и смотри на кончик носа. Это – Йогасана, применяемая йогинами при садхане.

 

 

Асана связана со всеми частями йоги – в ней выражаются яма и нияма, это пранаями, потому что посредством правильной позы мы контролируем нашу Прану (жизненную энергию). Асана – это и Пратьяхара – она дает нам контроль как над ощущениями, так и над двигательным апаратом. Асана – это Дхарана – посредством асаны мы можем контролировать наши энергии. И, асана – это Дхиана (медитация), позволяющая  сознанию быть ясным и открытым.

 

Краткая история асаны

В древних манускриптах, Ведах, санскритское слово «асана» не употребляется, в то же время в текстах встречается глагольный корень «ас», что означает «сидеть», также тесно связанный с корнем «ас», в значении «быть». Оба корня предполагают смысл «пребывать». Родственный термин «асанди» означает «сидение», «стул». Таким образом, асана изначально рассматривалась как сидение для медитации. Патанджали рассматривает асану как третью часть восьмиэтапного пути. Позже, когда под асаной стали понимать уже позу, ее все равно подразумевали, как позу удобную для медитативных практик, но с появлением Тантры, которая тело человека представляет как храм Бога, асаны развились как способы активизации жизненной энергии (праны), и количество асан стало расти. Так, появилась Хатха-йога (йога силы) как ветвь Тантры.

Изначально асана рассматривается как способ прикосновения к природе Мироздания. Посредством внимания, или присутствующего внимания, мы можем объединить тело и мысль в каждый данный момент. Это момент тотальности практики, момент переживания «здесь и сейчас», момент осознанности. Именно этот процесс и лежит в основе медитации. Б.К.С. Айенгар отмечает, что обычное тело тупо, или определено доминированием тамас (принципа инертности). Асана приносит в систему раджас (принцип динамизма) и делает тело более энергичным. Следуюший этап – это увеличение в теле саттвы (принципа явности), отражающего свет истинного «Я».