Краткая история асаны

В древних манускриптах, Ведах, санскритское слово «асана» не употребляется, в то же время в текстах встречается глагольный корень «ас», что означает «сидеть», также тесно связанный с корнем «ас», в значении «быть». Оба корня предполагают смысл «пребывать». Родственный термин «асанди» означает «сидение», «стул». Таким образом, асана изначально рассматривалась как сидение для медитации. Патанджали рассматривает асану как третью часть восьмиэтапного пути. Позже, когда под асаной стали понимать уже позу, ее все равно подразумевали, как позу удобную для медитативных практик, но с появлением Тантры, которая тело человека представляет как храм Бога, асаны развились как способы активизации жизненной энергии (праны), и количество асан стало расти. Так, появилась Хатха-йога (йога силы) как ветвь Тантры.

Изначально асана рассматривается как способ прикосновения к природе Мироздания. Посредством внимания, или присутствующего внимания, мы можем объединить тело и мысль в каждый данный момент. Это момент тотальности практики, момент переживания «здесь и сейчас», момент осознанности. Именно этот процесс и лежит в основе медитации. Б.К.С. Айенгар отмечает, что обычное тело тупо, или определено доминированием тамас (принципа инертности). Асана приносит в систему раджас (принцип динамизма) и делает тело более энергичным. Следуюший этап – это увеличение в теле саттвы (принципа явности), отражающего свет истинного «Я».