Ступени Йоги

 

Классическая йога, также называемая «царская йога» (ражда-йога) была сформулирована Патанджали, систематизировавшем ее в своем труде «Йога Сутра» (II в. до н.э.). Патанджали определил йогу, как путь трансформирующего действия, состоящего из восьми частей (ашта-анга). Это восемь равнозначных, равноценных частей, составляющих одну целостную систему.

 

Восемь частей раджа-йоги:

 

  1. Яма – социальная дисциплина, определяющая поведение человека в обществе, его отношение к себе и другим. Ямой называется непричинение вреда, она очищает сознание, читту.
  • Ахимса: ненасилие, справедливость, отсутствие жестокости не только к окружающим, но и к себе;
  • Сатья: правдивость, честность перед другими и перед самим собой);
  • Астея: «стея» означает  воровство. «А» в начале слова передает противоположное значение слова. Дословно «астея» переводится как «не укради».
  • Брахмачарья —  целомудрие, целибат:

Брахма – бытие, истина, одно из имен Бога.

Чар – движение.

Ачарья – живущий.

Соблюдение этого принципа означает чистоту мыслей, направленность жизни на постижение Бога, то есть движение живущего к Истине, к Богу.

  • Апаригхара  — отсутствие жадности, нестяжательство;

Паригхара – брать, хватать.

Это способность довольствоваться тем, что есть, не привязываться к вещам и к образу самого себя, не цепляться.

  • Кшама (всепрощение);
  • Дхрити (стабильность интеллекта);
  • Дая (сострадание);
  • Арджава (прямота);
  • Митахара (умеренность в пище);
  • Сауча (чистота).
  1. Нияма  — индивидуальная (физическая и умственная) дисциплина, внутренние принципы взаимодействия с собой и Миром, это выработка постоянных привычек.
  • Сауча (чистота тела, одежды);
  • Сантоша (удовлетворенность). Удовлетворенность ведет к умиротворенности и к счастью;
  • Тапас (строгость к себе, дисциплина);
  • Свадхьяя (самопознание);
  • Астикья (вера);
  • Данам (милосердие);
  • Ишвара пранидхана (молитва).
  1. Асаны —  часть практики, в которую входят позы, упражнения, дающие возможность осознавать себя, свое тело, контролировать себя, начиная с уровня тела, это еще одна практика осознанности, практика наблюдателя.
  2. Пранаяма —  это сознательное, обдуманное регулирование дыхания, контроль дыхания.
  3. Пратьяхара —  индрии, органы чувств направлены наружу и приходят в сообщение с внешними предметами. Приведение их в подчинение воле означает «пратьяхара» — то есть «собирание в себя»;
  4. Дхарана — концентрация, состояние, когда ум способен удерживать направленность внимания в одном, заданном направлении;
  5. Дхьяна — медитация или созерцание;
  6. Самадхи  — самореализация, состояние просветления.