Классическая йога, также называемая «царская йога» (ражда-йога) была сформулирована Патанджали, систематизировавшем ее в своем труде «Йога Сутра» (II в. до н.э.). Патанджали определил йогу, как путь трансформирующего действия, состоящего из восьми частей (ашта-анга). Это восемь равнозначных, равноценных частей, составляющих одну целостную систему.
Восемь частей раджа-йоги:
- Яма – социальная дисциплина, определяющая поведение человека в обществе, его отношение к себе и другим. Ямой называется непричинение вреда, она очищает сознание, читту.
- Ахимса: ненасилие, справедливость, отсутствие жестокости не только к окружающим, но и к себе;
- Сатья: правдивость, честность перед другими и перед самим собой);
- Астея: «стея» означает воровство. «А» в начале слова передает противоположное значение слова. Дословно «астея» переводится как «не укради».
- Брахмачарья — целомудрие, целибат:
Брахма – бытие, истина, одно из имен Бога.
Чар – движение.
Ачарья – живущий.
Соблюдение этого принципа означает чистоту мыслей, направленность жизни на постижение Бога, то есть движение живущего к Истине, к Богу.
- Апаригхара — отсутствие жадности, нестяжательство;
Паригхара – брать, хватать.
Это способность довольствоваться тем, что есть, не привязываться к вещам и к образу самого себя, не цепляться.
- Кшама (всепрощение);
- Дхрити (стабильность интеллекта);
- Дая (сострадание);
- Арджава (прямота);
- Митахара (умеренность в пище);
- Сауча (чистота).
- Нияма — индивидуальная (физическая и умственная) дисциплина, внутренние принципы взаимодействия с собой и Миром, это выработка постоянных привычек.
- Сауча (чистота тела, одежды);
- Сантоша (удовлетворенность). Удовлетворенность ведет к умиротворенности и к счастью;
- Тапас (строгость к себе, дисциплина);
- Свадхьяя (самопознание);
- Астикья (вера);
- Данам (милосердие);
- Ишвара пранидхана (молитва).
- Асаны — часть практики, в которую входят позы, упражнения, дающие возможность осознавать себя, свое тело, контролировать себя, начиная с уровня тела, это еще одна практика осознанности, практика наблюдателя.
- Пранаяма — это сознательное, обдуманное регулирование дыхания, контроль дыхания.
- Пратьяхара — индрии, органы чувств направлены наружу и приходят в сообщение с внешними предметами. Приведение их в подчинение воле означает «пратьяхара» — то есть «собирание в себя»;
- Дхарана — концентрация, состояние, когда ум способен удерживать направленность внимания в одном, заданном направлении;
- Дхьяна — медитация или созерцание;
- Самадхи — самореализация, состояние просветления.